Жилые дома Московского автомобильного завода 2018-03-20T14:20:10+00:00

Project Description

Жилые дома Московского автомобильного завода

Три шестиэтажных жилых дома мастерски объединены в монументальную композицию. Самые эффектные фасады этих домов выходят на Велозаводскую улицу. Два корпуса поставлены здесь на расстоянии и соединены поверху надземными переходами с портиком, размещенным под общим для двух зданий карнизом. Таким образом, создан прямоугольный проем арки циклопических размеров. Вообще же надземные переходы были модны в 1920-е годы и хорошо вписались в традиционную архитектуру Средиземноморья, ставшую отчасти прототипом для концепции современной архитектуры 1920-х годов. Здесь же они оказались необходимы для своеобразной декорации уличного фронта застройки.

Арка привлекает взгляды, «затягивает» внутрь квартала, где виднеется угол следующего корпуса. Конечно, этот прием нефункционален, но здание еще лишено орнаментальных элементов и реалистической скульптуры, росписей и барельефов, к середине 1930-х годов вошедших в архитектурную моду. Тем не менее, этот прием уже имеет прямое отношение к нарождавшемуся ардеко.

Железобетонный каркас использован И.Ф. Милинисом в качестве упрощенного ордера. Пропорции круглых колонн без баз и капителей в данном случае тщательно выверены, но лишь очень отдаленно напоминают свои античные корни. Примечательны бетонные цветочные ящики, венчающие парапеты балконов верхнего этажа.

Два боковых корпуса, фланкирующих арку, выполнены в простых формах, с характерными вертикальными окнами лестничных клеток (сейчас заложенных стеклоблоками), большими окнами и угловыми балконами. Однако подоконные тяги и горизонтальные пояски на этих уличных фасадах имеют не столько прагматичный характер, сколько декоративное значение. Эта тенденция здесь проявилась в очень сдержанной форме. В целом архитектура домов Автозавода, выстроенных по проекту Милиниса, еще вписывается в эстетику архитектуры авангарда (самой поздней стадии его эволюции).

Фасады корпуса, выходящего на Новоостаповскую улицу, также очень просты. Намного интереснее решение дворовых фасадов (что также соответствует архитектурным идеям эпохи авангарда). Сюда выходят не только большие окна, но и лоджии, образованные между открытыми колоннами несущего каркаса. Эти колонны защищены от осадков сильно выступающей кровлей, немного напоминая итальянские аналоги, ассоциации с которыми вызывает и двухсторонний портик над проемом арки. Архитектор блестяще справился с задачей работы в сложный переходный стилистический период.

Внутренняя планировка корпусов примечательна разнообразием квартир, среди которых есть четырехкомнатные с балконами и лоджиями, со светлыми ванными. В угловых частях дома использовался и шестикомнатный вариант квартиры с двумя лоджиями.

В статье использованы материалы из книг «Архитектура Москвы XIX век», А. Иконников (М.: 1984) и «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки», Н. Васильев, Е. Овсянникова (ABCdesign, 2014).


Адрес

г. Москва, Велозаводская улица, 3/1

Новоостаповская улица 4, к. 1; 6


Архитектор

И.Ф. Милинис


Дата

1934–1939


Окрестности